ff

среда, 19 сентября 2018 г.

Выставка Караваджо в Милане, январь 2018

Всем привет!
Продолжаю выкладывать наши музейные заметки. Сегодня поделюсь нашим миланским приключением и рассказом о выставке, ради который была организована вся поездка.
-------------------

Все началось ещё в Неаполе в октябре 2017.
Мы приехали в музей Каподимонте, чтобы увидеть одну картину Караваджо, но выяснили, что ее там нет!
Что? Как? Где?!
Оказалось, что она на выставке в Милане!
Начинаю искать... так, так, выставка Dentro Caravaggio (Внутри Караваджо).
Выставляют 20 картин со всего мира, даже из небольших городов Америки.
В том числе шедевр из частной коллекции Лонги - Мальчик, укушенный ящерицей.

Моей мечтой стало попасть на эту выставку!
И удалось только ... за неделю до закрытия.

Приехав в Милан и проходя мимо Палаццо Реале, мы с Сашей увидели большую очередь.
Нас напугали, что в субботу будет ещё больше, поэтому, поменяв все планы пошли на следующий день к открытию музея.
А придя, обнаружили человек 200! Люди уже стояли с 7 утра...
Я наивно думала управиться за пару часов, ведь на 14.00 у нас был билет на Тайную вечерю.
Мы простояли 4,5...

Каким-то чудесным образом из всей очереди рядом с нами оказалась русская девушка Аня!
Она отпустила нас за горячим чаем и кофе, в туалет, мы болтали и играли в слова все вместе!

За 4,5 часа Саша ни разу не пожаловалась, что устала, замёрзла, что ей скучно или надоело!
Это геройская девочка все понимала и стояла вместе со всеми!
А когда пришлось принимать решение об отмене Тайной вечери, сказала: «Мне бы очень хотелось ее увидеть, но на выставку мы не пойти не можем».

Уже почти у входа, когда очередь скандировала “Aperto!” (открывайте!), соседи по очереди  уговорили охрану пустить нас.
Заходим внутрь и узнаем, что на выставке так много людей, что полиция блокировала вход минут на 40 и пускают только группы!
Я долго объясняла, что ребёнок стоял 4 часа в очереди и больше уже невозможно... и...
...через 10 минут нам все же продали билет.

Когда я спросила у Саши «ты наверное уже проголодалась?», она ответила: «конечно, мамочка, но я же не могу увести тебя с выставки?!».
Как получилась такая девочка? - внимательная, заботливая и очень добрая, особенно это стало заметно за последний год.
Только сейчас я понимаю, что она так себя вела, потому что знала, как важна для меня эта выставка!
Конечно, ей тоже хотелось увидеть - пока стояли - я рассказала несколько захватывающих историй из жизни моего любимого художника.
- - - - -

Итак, спасибо тем, кто прочитал до этого места, теперь про выставку.
Организация и презентация просто потрясающие!
В залах Палаццо Реале выключен весь верхний свет, а картины еле освещены маленькими лампочками.
Это настолько удачно получилось, что не создаёт бликов, а ощущение - как от света свечей.

Стены и перегородки обтянуты темно-красной тканью, переходы между залами закрыты чёрными бархатными портьерами.

И это нереально барочно!!!
Ты бродишь между залами, в каждом из которых выставлены всего 1-2 картины, блуждаешь между ними, возвращаешься, заблуждаешься... и действительно погружаешься «внутрь Караваджо».



Название выставки выбрано не случайно.
За каждой картиной висят экраны, интерактивно демонстрирующие рентгеновские исследования соответствующего полотна.
Сил не было одновременно и воспринимать, и смотреть видео.
Но эти видео экраны стали моим спасением - они очень занимали Сашу, если я где-то зависала.

Фотографировать категорически нельзя. Но я конечно же сделала несколько снимков...

Расскажу о некоторых открытиях.

Впервые я увидела картину «Святое семейство». 
Даже не знала раньше о ее существовании. Причём без названия и не поняла бы, кто это.

Как всегда удивила Саша:
- Саш, что здесь изображено?
- Мария, Иосиф и Иисус.
- Эээ... а как все вместе это называется?
- Святое семейство.
- А откуда ты знаешь, что это именно они?
- Ну вот просто знаю...

Тут стоит отметить, что эпизод с тем, как Микеланджело Буоноротти рисовал (точнее продавал) своё «Святое семейство», одна из самых смешных и любимых сашиных историй!
- Саш, а на Святое семейство Микеланджело это похоже?
- Ты что?! Конечно нет! У Микеланджело все такое яркое, позитивное. А тут так мрачно. 
А ещё у Микеланджело тондо. А это... прямоугольник какой-то.

Тут я замечаю, что младенец стоит на каменной плите, и на ней же сидит Мария и держит его. А как Иосиф сжал руку ангела?! Символично?

«Мадонна Лорето»
Я видела эту картину 3 года назад, но она открылась мне снова. Особенно в объяснениях Саше, почему служителям церкви картина пришлась не по нраву.

«Мальчик, укушенный ящерицей»
Это полотно ребёнку вполне доступно и тут мы обе задержались.
Я уже рассматривала картину в Москве, и это был один из первых опытов глубинного восприятия.
А тут мы попробовали вместе с Сашей, и с интересом выяснили, что подушечка среднего пальца самая чувствительная из всей руки!
Нашли повторяющиеся элементы, изобразили позу мальчика. Саша потом долго ходила и проверяла «как кусается ящерица».


А потом я увидела эту абсолютно недетскую картину. Сразу скажу, что Саша в это время сидела на скамейке и рисовала в блокноте девочек и цветочки.

«Бичевание Христа».
Та самая картина, ради которой я поехала в Неаполь. Предпоследняя работа Караваджо.

Не буду описывать восприятие, а оно было. Я думаю, что у меня даже что-то получилось.
Потому что слезы полились сами, и невозможно было их остановить.
И вся боль Христа, давящая тьма нашли отражение в моем теле.
Невольно я вспомнила и ужасы 20 века, "ад на земле".

Полотно огромное, и фигуры изображены в натуральную величину - ты чувствуешь себя немым свидетелем кошмара, и не можешь ничего сделать, чтобы его остановить.
Все это происходит на твоих глазах.


Потом мы вышли.
И перед нами во всей красе открылся Дуомо, сверкающий своей белизной на фоне синего небо и стремящийся ввысь. К надежде...

А дальше была пицца, весёлый рассказ про Гадалку Караваджо, шарлатанов и кражу кольца (именно эту открытку Саша выбрала как самую радостную), много много мороженного, магазины со сладостями и игрушками, и вечерний просмотр «Ночь в музее».

- Саша, так у нас все бестолково сегодня!
- Почему? На выставку попали! Вкусняшек купили! Познакомились с новыми друзьями. А сейчас ещё и фильм будем смотреть!

Спасибо, что читаете!


Тревел бук из этой поездки.
Мои посты о Караваджо.

7 комментариев:

  1. Замечательный рассказ, прочитала с интересом! Ребенок тоже замечательный просто :)
    Я ездила на выставку Караваджо в Рим лет 7-8 назад, тоже была огромная очередь, но не настолько.
    Просто миропереворачивающий опыт! С удовольствием сходила бы еще не раз...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Караваджо в Риме... представляю как это было здорово! Большое везение там побывать.
      Хоть в Риме и так порядка 10 его картин, но собранные в одном месте, это действительно "миропереворачивающе"! (отличное слово)

      Удалить
  2. Забележително пътешествие в света на Караваджо ...и през детските очи!Благодаря, за коментарите и на Саша ! :) Поздрави!

    ОтветитьУдалить
  3. Ответы
    1. Спасибо)
      Самой было волнительно все это вспомнить!

      Удалить
  4. Оля, Саша у тебя просто невероятный ребенок!

    У меня такая же ситуация была с Молочницей Вермеера, пришла в Амстердам, а там ее нет =(( Она в Париже, в Париже мы не успели попасть на выставку, потом эту выставку привезли к нам в Дублин, но привезли всю выставку кроме Молочницы! Но все же в апреле с четвертой попытки я все же увидела Молочницу в Амстердаме!

    И на Караваджо были в Дублине, выставка называлась Караваджо и его последователи.

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...